QR-кода - проверка рестораторов на прочность
С введением с 28 июня запрета на посещение кафе и ресторанов без QR-кода был нанесëн серьезный удар по сфере общепита. В первую неделю посещаемость внутри помещений сохранялась на уровне 10-20%. Основной поток клиентов сейчас – это клиенты веранд без QR-кодов и клиенты заказов на вынос.Вопреки ожиданиям властей запрет на посещения заведений общепита не послужил серьезной мотивацией для граждан к вакцинации. Поэтому ближайшие полгода можно ждать провала в отрасли, связанного с адаптационным периодом. Сейчас много людей, прошедших только первый этап вакцинации, у которых нет QR-кода. Пополнить ряды посетителей заведений они смогут не ранее середины-конца июля, а значит пока заполняемость будет сохраняться на низком уровне. Далее август – традиционный месяц отпусков, и многие покинут Москву. Таким образом, притока посетителей в заведения можно ждать только к сентябрю. За это время люди свыкнутся с новыми реалиями, большинство успеет пройти двухэтапную вакцинацию, а сама система проверки QR-кодов в ресторанах станет более отлаженной. Не исключено, что к этому периоду вход по QR-кодам и вовсе отменят, если заболеваемость пойдет на спад. Поэтому самыми сложными для бизнеса станут летние месяцы, а дальше ситуация начнет стабилизироваться. Однозначно, полного краха ресторанного бизнеса не случится. Часть заведений, конечно, закроется, как и в 2020 году, но основная масса сможет пережить этот период.
Для рестораторов текущее положение - это проверка на прочность. Выживут те, кто сможет быстро адаптироваться к ограничениям и найти альтернативные пути обслуживания клиентов. Сегодня потенциал для развития – это доставка с широкой зоной охвата как посредством собственного сайта, так и сервисов Delivery Club, Яндекс еда и других агрегаторов, а также достойные предложения на вынос. Соответственно наиболее уверено себя чувствуют сетевые службы доставки – «Додо пицца», «Domino’s Pizza» «Papa John’s» и др. Не исключено развитие каких-то новых форматов, например мини-точек крупных сетевых заведений с готовой едой в парках и других общественных зонах.
К сожалению, государство, вводя столь строгие ограничения в одной определенной отрасли, не предприняло каких-либо существенных мер для еë поддержания. Например, можно было упростить согласование с городом веранды на период действия временных ограничений, как это происходит в некоторых регионах. Смягчение требований к верандам позволило бы заведениям расширить их для увеличения посадки. Или снизить, либо отменить налоги для арендодателей, чтобы они могли без ущерба для себя предоставить скидки на аренду рестораторам.
Косвенное, но достаточно сильное влияние ограничительные меры окажут и на сегмент торговой недвижимости. Дело в том, что более 50% арендаторов в центре Москвы - заведения общепита. Если падение выручки на 70-80%, заявленное рестораторами в первые дни введения QR-кодов, сохранится, то начнет меняться ценообразование в сфере аренды и продажи недвижимости. На фоне этого вероятны два сценария.
Первый – увеличение окупаемости текущего арендного бизнеса. Сейчас арендаторы, чтобы остаться на плаву, будут просить у собственников помещений снижения арендной платы или арендные каникулы. И после отмены ограничений понадобится еще какой-то период времени на покрытие убытков и восстановление. Т.е. минимум на полгода арендные ставки на помещения в центре просядут. Для собственников это в первую очередь уменьшение доходности арендного бизнеса. А при продаже по текущей стоимости объект становится менее ликвидным для потенциальных покупателей. Поэтому собственники, не готовые к снижению цен, остановят продажи, чтобы не фиксировать убытки.
Второй сценарий – резкое проседание цен на торговую недвижимость в центре. В случае, если ограничения ужесточатся и затянутся более, чем на 2-3 месяца, то нас ждет вторая волна закрытий ресторанов. Часть собственников опустевших помещений, вынужденная нести расходы на их содержание, постарается избавиться от убыточных активов. Поэтому в ближайшее время на рынке могут появиться интересные предложения с хорошим дисконтом. В дальнейшем при нормализации ситуации с новыми арендаторами можно заработать на текущих инвестициях, продав помещение уже как готовый арендный бизнес по более высокой цене.