Елена Земцова: "VR создает вау-эффект в презентации объекта"
Елена Земцова, управляющий партнер Delta estate, о тенденциях использования виртуальной реальности в сфере недвижимости.VR технологии сейчас это действительно уникальный инструмент продаж на рынке недвижимости. Главным образом, технология виртуальной реальности прекрасно работает для застройщиков, помогая продавать еще несуществующие объекты. С помощью 3D-моделирования можно воссоздать будущий проект, начиная от интерьера конкретной квартиры и заканчивая окружающей инфраструктурой. Такие технологии позволяют создавать действительно качественные презентации объектов для клиентов, помогая донести ценность того, чего еще не существует, и создают мощное эмоциональное подкрепление при покупке. Но и для существующих объектов недвижимости VR может быть очень полезным инструментом. Например, в продаже загородной или зарубежной недвижимости. Не всегда у клиентов и риелторов есть желание и возможность посмотреть объект в живую, в этом случае очки виртуальной реальности настоящее спасение. Достаточно один раз посетить объект, отснять его на панорамную камеру 360 градусов снаружи и изнутри и перевести в виртуальную реальность. Теперь клиент может, не выходя из вашего офиса, походить по дому, расположенному за тысячу километров. Сейчас можно говорить о нескольких основных способах применения VR. Наглядный и в то же время относительно недорогой инструмент для презентации, не требующий специального оборудования - это 3D-тур по объекту недвижимости. Это не просто статичные фотографии или рендеры, клиент может полноценно осмотреть объект со всех сторон. Для эксклюзивных и премиальных объектов, можно создавать отдельные лендинговые странички, но и для массового сегмента такая технология вполне применима. Более дорогостоящий инструмент - это очки или шлемы виртуальной реальности, которые создают полноценное ощущение присутствия.
VR-устройств сейчас достаточно много. Из самых массовых и популярных можно назвать Oculus Rift, Samsung Gear VR, Sony PlayStation VR, HTC Vive, Microsoft HoloLens. Наиболее доступный вариант VR очки от Samsung стоят примерно 6000-8000 рублей, HTC Vive от 40 000 рублей, а вот Microsoft HoloLens уже около 300 000 рублей. Соответственно в более продвинутых гаджетах можно добиться максимальной реалистичности изображения и вовлеченности в интерактивную среду. Если с использованием бюджетного варианта от Samsung клиент "телепортируется" из одной локации в другую, то HTC уже позволяет свободно перемещаться в пространстве как в компьютерной игре. Выбор VR-устройства полностью зависит от бюджета, который застройщик готов вложить.
Тем не менее рассматривать VR как самостоятельный инструмент прямых продаж, который серьезно повысит конверсию, конечно нельзя. Без грамотного менеджера по продажам никакие очки виртуальной реальности не заставят клиента решиться на покупку. Но VR определенно позволяет повысить заинтересованность клиента, создать эффект "ВАУ" в презентации, это работа на лояльность и в том числе на имидж компании. Однако существенный недостаток VR-технологий это достаточно высокая стоимость. Как было сказано ранее, только стоимость VR-устройств может доходить до 300 000 рублей, плюс услуги компаний по проектированию и подготовке материалов для VR. В итоге сумма может быть весьма значительной, и далеко не каждый девелопер или агентство недвижимости могут себе это позволить.
Что касается перспектив данных технологий, то VR - это устойчивый тренд, создавший на рынке недвижимости абсолютно новый интерактивный формат презентации объектов. Число компаний, занимающихся VR разработками в сфере недвижимости, уже около двух десятков. Так как технологии достаточно дорогостоящие, особенно если говорить о 3D-моделировании, то пока еще они больше применяются в крупных и дорогих проектах: элитная, зарубежная недвижимость, презентации эксклюзивных объектов. Что касается массового сегмента, то тренд на использование подобных технологий только зарождается. Здесь все в первую очередь зависит от разработчиков, задача которых создать качественный, но доступный софт, ориентированный на мобильные устройства и массового пользователя. В целом, как и во многих других digital-инструментах российский рынок по-прежнему отстает от западного на несколько лет, поэтому масштабное внедрение VR-технологий в сферу недвижимости нам только предстоит.