Итоги года и прогноз на 2024 год по сегменту коммерческой недвижимости
ИнвестицииУходящий год, несомненно, стал рекордсменом по объёму инвестиций в коммерческую недвижимость России. По итогам 2023 года совокупные вложения в данный сегмент показывают 2-х кратный рост к прошлому году и могут составить порядка 700 млрд. рублей, где соотношение российских и «уходящих» иностранных компаний составляет 62% на 38% (434 млрд. руб. к 266 млрд. руб.)
В структуре общего объёма, с показателем около 60% лидирует торговая недвижимость, и это связано с закрытием крупных сделок в данном сегменте (14 ТЦ "Мега", ТЦ "Колумбус", 7 ТРЦ "Парк Хаус", ТЦ "Метрополис" и т.д.)
Что касается прогноза на 2024 год, то здесь можно ожидать уменьшения общего объёма инвестиций до 400-500 млрд. рублей, что в первую очередь будет связано с уходом зарубежных компаний, а также с ключевой ставкой ЦБ, которая будет являться антидрайвером роста рынка.
Офисы
Офисная недвижимость завершает год на позитивной ноте активного спроса и высокой деловой активности.
В Московской агломерации объем ввода офисных помещений по итогам 2023 года предварительно составит порядка 300 тыс. кв.м, т.е. совокупный объём рынка офисной недвижимости перешагнул рубеж в 20 млн. кв.м.
Количество закрытых сделок по офисным помещениям по итогам года составит около 1,9 млн. кв.м.
Базовые арендные ставки закрывают год на уровне: 26 500 рублей за кв.м в год в классе «А» при вакансии 11% и 17 000 рублей в классе «B» при вакансии 7%.
В следующем году, после рекордов 2023 года, скорее всего произойдет 10-15% снижение спроса на офисную недвижимость, что приведет к уменьшению объёма сделок в сегменте на 200-250 тыс. кв.м.
Основным трендом наступающего года на рынке офисной недвижимости без сомнения можно назвать начавшийся в конце 2023 года дефицит отремонтированных и готовых к въезду качественных площадей.
Торговая недвижимость
Для всего рынка торговой недвижимости текущий год можно охарактеризовать годом адаптации к текущей ситуации и зарождением процесса восстановления после серьезных потрясений и негативных драйверов последних лет.
В сегменте торговых центров произошло резкое сокращение вакантных площадей при несущественном изменении арендных ставок.
В стрит ритейле во второй половине года ситуация начала выправляться за счет увеличения спроса на приобретение объектов из данного сегмента, который был обусловлен желанием людей «припарковать» средства на период экономической турбулентности.
За последний год в России появились 20 новых брендов и это в основном турецкие и белорусские торговые марки.
Отечественные же бренды расширяют товарную матрицу и продолжают осваивать новые направления и форматы.
Позитивные тренды в сегменте торговой недвижимости привели к существенному сокращению вакантных площадей, которые по итогам года могут составить 10% по торговым центрам и около 9% в сегменте стрит ритейла
Средняя базовая ставка аренды в ключевых торговых центрах Москвы на данный момент составляет 70-80 тыс. руб. за кв.м в год и около 30-40 тыс. руб. за кв.м в год по площадям в стрит ритейле. Стоимость продажи составляет в среднем 460-490 тыс. руб. за кв.м.
В рамках года мы можем видеть некий антирекорд по объему нового предложения в Московском регионе, которое, скорее всего не перешагнет цифру в 80 тыс. кв.м
Учитывая, что все объекты, сдача которых была перенесена на 2024 год, выдут на рынок, можно предположить увеличение объёма площадей в данном сегменте на 250 тыс. кв.м в следующем году, что позволит говорить о возврате сегмента к докризисным показателям.